Восточная баня

Водные процедуры в древнем Таразе

 Еще в древности бани — хамамы функционировали в Египте, Турции, Иране, Ираке, а также странах Средней Азии. Живая торгово-культурная артерия под названием Великий Шелковый путь служила источником взаимного поглощения и развития культурных и научных достижений среди евразийских стран. Традиции восточных бань берут свое начало с раннего Средневековья.

— Считается, что культуру париться по-восточному турки переняли у арабов, а те в свою очередь — от римлян. Показательно, что распространение бань в Азии шло одновременно с исламом. В процессе археологических исследований на городище Тараз археологами были обнаружены конструкции сразу двух средневековых бань, относящихся к периоду династии Караханидов, X-XII веков, то есть одни из самых ранних средневековых бань Казахстана. Числом и красотой бань определялась степень процветания средневековых городов, — рассказала педагог-краевед городского Дворца школьников «Бақытты болашақ» Анна Крокошева.

Восточные бани, по ее словам, возводились как единые строения, состоящие из помещений, где проводились процедуры по омовению и оздоровлению. К примеру, жителям древнего Тараза были известны секреты оздоровления с использованием ванн с отварами растений, растворами минеральных веществ — меди, железа, купороса и серы. Эти факты подтверждены археологическими данными, так как при раскопках вблизи бань были найдены сфероконусы — сосуды, в которых наши предки хранили масла, лекарства и благовония.

Анна Крокошева не раз проводила экскурсии для туристов в бане Кали Юнуса в Таразе.

— В средние века в нашем городе уже имелся водопровод.

Холодная вода поступала в баню по керамическому водопроводу, а все нечистоты стекали по трубам в специальные септики. А температура бани поддерживалась подпольной отопительной системой. По специальным траншеям, которые были вмонтированы под полом, внутренним конструкциям стен, поступал теплый воздух. Так обогревались все стороны внутренней конструкции бани, — говорит А. Крокошева.

На Востоке было хорошо известно благотворное влияние бани на организм. Банное дело было своего рода искусством. Так, врач IX-X века Абу Бакр Мухаммед ибн Закария ар-Рази, описывая влияние бани на организм человека, рекомендовал украшать бани хорошей живописью, которая «исцеляет от меланхолии и облегчает груз забот». А в трактате ибн Сины упоминается о том, какие целебные отвары и настои должны применяться в бане. Ряд рецептов и предписаний применяются и в современной медицине до сих пор. Ибн Сина утверждал: если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах.

Известно, что искусство возведения бань — одно из постоянных направлений зодчества. В банях столетиями сохранялись неизменные строительные приемы, технологии и архитектурные формы.

— В начале XIX века в Аулие-Ате строились восточные бани с использованием принципов архитектурных композиций и купольными перекрытиями, сложных систем арок, коробковых сводов, водопровода и отопительной системы восточных бань средневековья. В Своде памятников Жамбылской области указано о функционировании в Аулие-Ате четырех общественных бань — Боратхана, Каримбая, Расулхана и Кали Юнуса. Из них лишь баня Кали Юнуса сохранилась до наших дней, хотя и в полуразрушенном состоянии. Лишь в 1980 году это сооружение было взято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства, тогда и проходили первые реставрационные работы. Реставраторам удалось сохранить купольные и арочные проемы бани, но, к сожалению, была проведена внутренняя штукатурка стен, что не лучшим образом сказалось на сохранности памятника, — отмечает специалист.

Последняя реставрация проводилась в бане Кали Юнуса в 2014 году, реставраторы очистили старую штукатурку, восстановили айван, что был расположен перед входом в баню. Единственное, что не восстановлено, это отопительная система. Реставрацию проводили специалисты Таразского филиала «Казреставрация». Для определения исторической справки, кем же был владелец бани Кали Юнус, была проведена исследовательская работа в фондах Жамбылского областного архива. Изучены документы 20-30-х годов прошлого века. Исторический период репрессий, когда многие зажиточные жители Аулие-Аты подверглись преследованиям, гонениям. Учеными был обнаружен список капиталистов города Аулие-Ата, куда как раз и входил Кали Юнус. С большой долей вероятности его настоящее имя было Юнусбай Майсупбаев, родился он в 1856 году. Кали — это прозвище, которое означало «лысый».

Архивные документы помогли отыскать внуков и правнуков, потомков Кали Юнуса, что до сих пор живут в нашем городе. Так, был найден внук банщика Макхам Майсупбаев 1931 года рождения. Удалось узнать, что у Кали Юнуса были жена и две дочки, которые вышли замуж и уехали в город Маргилан. Прямых потомков Кали Юнуса не осталось, есть внуки и племянники. Макхам Майсупбаев вспоминает, что еще ребенком со своими родственниками он посещал баню Кали Юнуса, которая проработала до 1950-х годов. А еще была такая традиция в годы Великой Отечественной войны: призывники, уходившие на фронт, мылись в этой бане, что служило своеобразным оберегом. Во дворе бани находился колодец с большим колесом, по которому вода поступала внутрь бани. Баня располагалась внутри жилой застройки, которая носила название Мазар махалля.

— Кали Юнус построил баню недалеко от канала Туйте, а чуть поодаль жители Аулие-Аты хоронили своих родственников, вот и прозвали квартал Мазар махалля. Баня Кали Юнуса возведена в восточном стиле, как и бани в Тегеране, Бухаре, Самарканде, скорее всего мастерами из Ферганы. В основном тогда все мастера были оттуда, а также из Андижана, Маргилана, — уверяет любитель истории, руководитель узбекского культурного центра города Тараза Абдурахман Зайнутдинов.

Конструкция бани одноэтажная, вытянутая в плане, главным протяженным фасадом она обращена к улице Байзак батыра.

— Постройка сложена из жженого кирпича, в декоре фасадов использована лицевая кирпичная кладка в традиционных архитектурных формах, характерных для построек в среднеазиатском стиле. Это глухие гладкие и плоские стены, над которыми возвышаются несколько куполов. Баня Кали Юнуса состоит из 11 помещений, и каждое из них имеет свой купол. К главному входу примыкает айван. Именно здесь после принятия водных процедур горожане отдыхали, пили чай. Восточные бани строились как единый комплекс, состоящий из нескольких помещений. В бане Кали Юнуса три группы помещений: зона общего пользования, что включала прихожую, раздевальную комнату, моечный зал, к нему примыкали массажные суфы в центре и угловые ниши, помещение для прогреваний; технический сектор с резервуарами с горячей и холодной водой, топкой и нагревательным котлом, вмурованным в кладку пола, здесь же специальный септик для слива. Был и изолированный блок из трех небольших моечных помещений, который имел отдельный вход с улицы. Этот сектор использовался, когда не набиралось большое количество людей для омовения, топили не всю баню, а лишь три помещения, — рассказывает Анна Крокошева.

В постройке куполов использована арочная система перекрытий, толщина стен достигает 80 сантиметров, а высота стен — от двух до трех метров. Высота самых больших помещений бани Кали Юнуса достигает шести метров, а самых низких построек вместе с куполом — четыре метра. В верхней части каждого купола есть квадратные отверстия для освещения и вентиляции.

— Баня Кали Юнуса — типичный пример использования передовых достижений и опыта средневековых зодчих. На сегодня баня Кали Юнуса — памятник республиканского значения в городе, где лучше всего в Казахстане ощущается атмосфера древности, сохранены культурные следы предшествующих эпох, — считает Анна Крокошева.

ГУБАШЕВА Лариса

Знамя труда. – 2023. – 1 июля