ДРЕВНИЙ ТАРАЗ
Южный Казахстан, включая юго — западный Жетысу, или Жамбылскую область, является регионом древней цивилизации. На территории Жамбылской области выявлено более 1100 памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, монументального искусства, начиная с эпохи нижнего палеолита -1 миллион лет до этнографической современности включительно. Расположенный на стыке двух культурно-хозяйственных систем — земледельческих оазисов Средней Азии и великого пояса степей номадов, Южный Казахстан вобрал в себя культуры оседло-земледельческих и скотоводческих племен, развивавшихся в постоянном взаимодействии и взаимообогащении на протяжении всей истории человечества, что и определило концентрацию здесь богатейшего историко-культурного наследия древних эпох.
В период раннего средневековья на территории юго-западного Жетысу сформировались несколько крупных историко-культурных областей (центров), представлявших собой густонаселенные земледельческие оазисы. Анализ концентрации памятников показывает, что основная масса населения в это время располагалась в Таразском оазисе и Шуской долине, где выявлено несколько сотен древних поселений и городов.
Особое место среди них занимал средневековый Тараз, городище которого находится под современным городом Таразом. Городище Тараз хранит в своих культурных отложениях богатейшую, насыщенную различными историческими явлениями почти двухсотвековую историю региона. Сохранение памятников Тараза и городища важно для изучения генезиса городской средневековой культуры на территории Казахстана, региональных особенностей и общих закономерностей этого процесса в Таласской долине и юго-западном Жетысу. Формирование и функционирование Тараза в условиях тесного взаимодействия оседло-земледельческого и кочевого населения региона определили специфику его топографии, отразились в материальной и духовной культуре Тараза и памятников его округи.
Тараз является одним из древнейших городов Казахстана и имеет двухтысячелетнюю историю. В средние века он играл роль значительного политического, экономического, торгового и культурного центра. С именем Тараза связаны многие важные политические события Центральной Азии.
Тараз часто упоминается в средневековых письменных источниках. Древнейшее упоминание о Таразе содержится в сочинении византийского историка Менандра Протектора. Затем описание города Таласа встречается в китайских источниках VII века.
Возникнув близ переправы через реку Талас, Тараз быстро превратился в крупный город , центр транзитной торговли. Расположение города на трассе Великого Шелкового пути, в центре богатой земледельческой долины, недалеко от серебряных рудников способствовало процветанию. В VIII-IX веках Тараз был столицей карлукского государства. В арабских источниках IX-X веков он называется «городом купцов».
Наибольшего расцвета Тараз достиг в Х-ХП веках в эпоху Караханидов. Город состоял из цитадели, укрепленного шахристана и сельскохозяйственной округи, защищенной несколькими рядами оборонительных стен (длинных валов). Городская территория занимала площадь около 100 га. В этот период в Таразе прокладываются керамические водопроводы, мостятся дороги, сооружаются бани, каменный мост. В эпоху Караханидов Тараз имел тесные торговые, политические и культурные связи с городами Средней Азии, Ближнего Востока, Китая и другими регионами. О высоком уровне Таразской монументальной культовой архитектуры Х-ХП веков свидетельствуют мавзолеи Бабаджи-хатун, Айша-биби, Карахан. Вокруг Тараза находились многочисленные крупные и мелкие города, более сотни поселений, множество отдельно стоящих усадеб и укрепленных замков, входивших в сферу его влияния и составлявших Таразскую округу (удел). Таразская округа исторически и экономически была неотделима от главного города региона. Ее функционирование зависело от развития Тараза и наоборот. К крупным городам Таразской округи относились города Нижний Барсхан, Атлах, Хамукат, Адахкес и другие, имевшие много общего с главным городом Таразского оазиса.
Политические события XIII-XIV веков привели к гибели городов Таласской долины. Тараз, несколько раз разрушенный, постепенно запустел и к концу XVI века был оставлен жителями. Но жизнь на месте Тараза окончательно не замерла. Город сохранил свое имя в истории. Аулие-Ата, Жамбыл и современный Тараз стали наследниками истории и месторасположения древнего Тараза, сохранились памятники самого Тараза и городов округи.
Учитывая значимость историко-культурного наследия Тараза, решением Правительства в 1980 году был создан государственный историко-культурный заповедник-музей «Памятники древнего Тараза» с центром в г. Таразе. Кроме городища Тараз, заповедник-музей включает более 50 памятников его округи на расстоянии до 80 км от города. На территории заповедника сконцентрированы разнообразнейшие археологические, архитектурные и исторические памятники большого хронологического диапазона: от курганов саков (VII-V вв. до н.э.) до культовой и гражданской архитектуры 19 -20 веков, в том числе 12 памятников республиканского значения.
Среди них такие уникальные объекты, как курганный могильник Беркара (IV в. до н.э.), археологический комплекс Акыртас (VIII в. до н.э.), мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана. Тектурмас, бани древнего Тараза (XI в.), Кали Жунуса (1914 г.), мечеть Абдукадыра (начало XX в.), городища Нижний Барсхан, Хамукат и другие.
Памятники Таразского историко-культурного заповедника-музея демонстрируют богатство материальной и духовной культуры казахского народа, важны для изучения политической и социально-экономической истории Жетысу и Южного Казахстана.
Часть памятников Тараза уже возрождена и отреставрирована: воссозданы уникальные шедевры средневекового зодчества — мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун, проведена реставрация памятников культовой и гражданской архитектуры Аулиеатинского периода — баня Кали Жунуса, мечети Абдыкадыра, Наметбая, ведутся музейно-восстановительные работы на монументальном дворцовом комплексе VIII века Акыртас.
Памятники древнего Тараза привлекают к себе большое внимание казахстанской общественности, зарубежных исследователей и туристов. Такие памятники, как мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана, Акыртас, имеют мировое значение. Все это показывает важность государственного подхода к исследованию, сохранению, реставрации и реновации памятников древнего Тараза и его округи и то место, которое принадлежит памятникам Таразского историко-археологического заповедника-музея в вопросах эстетического и национально-патриотического воспитания казахстанцев, в деле развития местного и международного туризма.
Ряд памятников Тараза еще ждет своего времени, чтобы быть возрожденными из времени и предстать перед восхищенным взором наших современников. Большой интерес в этом плане представляют остатки бани XI века с росписями, раскопанной на шахристане А. Н. Бернштамом, затем утерянной.
Музеефикация курганов Уштобе и могильника Берккара, укрепительно-восстановительные работы на святилище эпохи бронзы Карасай, где гибнут петроглифы, и необходимость реставрационных работ на других памятниках Тараза и его округи требуют выделения дополнительных средств, которые окупятся в будущем благодарными потомками.
К «технологическому» аспекту относятся, прежде всего, методы обеспечения физической сохранности памятника после раскопок и его консервации.
Существующие методики проведения археологических исследований не всегда способствуют сохранности исследуемого памятника. Нельзя не упомянуть и о различиях в подходах к памятнику археологии у археологов и музейных работников. Для первых главное — выявление и максимальное исследование памятника. Причем, чаще всего эти исследования завершаются его разрушением. И это разрушение изначально заложено в методике проведения раскопок. Задача музейных работников — сохранение, популяризация и дополнительное исследование выявленного памятника. А его-то и не хватает после завершения раскопок.
Как и любой другой музей, археологический заповедник (музеефицированный объект) является, прежде всего, образовательным и научным учреждением. Он может стать источником для изучения, например, истории строительной техники, древних технологий, принципов планировки древних поселений. Кроме того, популяризация памятников может изменить отношение к ним со стороны местного населения. (Можно предположить, что если местный житель будет знать, что курганы оставлены его предками, то и отношение к ним будет более бережным. Хотя, в ряде случаев популяризация может привести к обратному результату — увеличению числа грабительских раскопок.)
Можно сделать предположение, что археологические музеи-заповедники (прежде всего, небольшие по площади) смогут привлечь гораздо большее количество туристов, если они станут частью обширного туристического маршрута, включающего в себя ознакомление с памятниками архитектуры, природы.
Они станут частью обширного туристического маршрута, включающего в себя ознакомление с памятниками архитектуры, природы. Возможно даже создание «музеев-спутников» на территории городищ, расположенных вблизи крупных населенных пунктов. Эти музеи могли бы сочетать в себе функцию фондохранилища массового материала (интересного только специалистам) и туристического центра.
Специалисты не раз отмечали взаимосвязь между развитием музеев и туризмом. На наш взгляд, успешное развитие туристической деятельности применительно к археологическим музеям-заповедникам возможно только на основе системного подхода. Здесь главным средством выступает музейно-туристский комплекс. Он определяется как «территориальное объединение, в состав которого входят как объекты формирования (турбазы, тургостиницы, туристические маршруты), так и объекты реализации познавательного спроса населения (музеи, музеи-заповедники и другое)». Причем, включение музея-заповедника (для которого характерна некоторая юридическая и хозяйственная автономность) в такой музейно-туристский комплекс позволит эффективнее использовать его культурно-природный потенциал.
Как археологический памятник может обрести «вторую жизнь», стать активным элементом процесса познания нашего прошлого? На наш взгляд, это возможно только при соблюдении приоритета консервации с максимальным сохранением внешнего вида объекта на момент раскопок перед реставрацией.
В этом направлении наша долгосрочная работа по консервации, реставрации и музеефикации Акыртаса является комплексной работой, предполагающей использование комплекса в туристической инфраструктуре области. Непосредственно с местными органами власти отрабатываются вопросы, связанные с землепользованием, техническими условиями проекта строительства, охраной материальных ценностей, которые круглый год находятся на территории комплекса. Необходимо более активное вовлечение музеефицированных археологических памятников в туристскую деятельность (создание музейно-туристских комплексов на базе археологических заповедников, организация научно-туристических программ как фактора, способствующего сохранению и популяризации археологического наследия), более тесное взаимодействие археологов, музейных работников, реставраторов и общественности при создании новых музеев.
Канат ТУЯКБАЕВ, директор РГКП «Казреставрация»