Во второй половине дня минувшей пятницы в залах городской библиотеки имени Мухтара Ауэзова воцарилась особая атмосфера. Здесь проходило мемориальное мероприятие Международного дня памяти жертв Холокоста, организованное ОО «Жамбылский областной еврейский культурный центр «Шиват Цион» и местным подразделением РЕБОО «Центр Забота — Хесед Полина».
Из динамиков приглушенно звучал «Реквием» Моцарта — «Лакримоза» («Слезная»). Вниманию участников акции — активистов еврейского этнокультурного объединения «Шиват Цион» и еврейской общины, руководителей ряда этнокультурных объединений, студентов регионального университета имени М.Х.Дулати и представителей литературно-поэтических клубов имени Г.Чибитко и «Очаг», посетителей библиотеки и журналистов — устроителями были представлены тематическая выставка документальных плакатов «Вторая мировая война и Холокост», изданная старейшим в мире Музеем Холокоста в Государстве Израиль, а также выставка книг «Холокост — трагедия XX века» из фонда еврейской библиотеки Таразского хеседа. Их презентацию провела Татьяна Гурова, заведующая читальным залом библиотеки. На экране демонстрировались документальные кадры военной фотохроники о злодеяниях гитлеровского нацизма.
Прологом прозвучало стихотворение А. Берлина «Как детям объяснить шесть миллионов?» в мастерском прочтении волонтера Евгения Белоголовых. С лекцией на тему «Никогда больше! Уроки Холокоста» выступил автор этих строк, старейшина еврейской общины, историк, журналист, член ассамблеи народа Казахстана Жамбылской области. Для читателей «Магнолии» приводим это выступление в изложении.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №60/7, поддержанной более 90 государствами мира, в ноябре 2005 года был установлен Международный День памяти жертв Холокоста. С 2006 года эта скорбная дата ежегодно отмечается в ряде стран мира 27 января (день освобождения советскими войсками крупнейшего «лагеря смерти» Освенцим). В ряде стран дата привязана к важнейшим событиям геноцида евреев на территории этих стран.
О том, как он, командир орудия, освобождал от войск СС на пути к Берлину в составе Отдельного истребительного противотанкового полка Резерва Главного Командования три фашистских лагеря смерти: Майданек, Освенцим и Треблинка, и что он там видел. Леденящие душу воспоминания отцом мне были доверены лишь в подростковом возрасте, а есть и собственные. Мы, мальчишки из Добрянки, райцентра Черниговской области Украины, даже заигравшись, все время обходили стороной хозяйственный двор райотдела милиции, где стояла огромная виселица, на которой фашистские оккупанты казнили евреев, цыган, партизан и всех непокорных. По-видимому, это сооружение (в последний раз я его видел в 1955 году, до переезда с семьей в Джамбул) было оставлено в память о бесчисленных злодеяниях нацистов.
Более девяти миллионов из 11 миллионов еврейского населения мира проживали в 30-е годы прошлого века в государствах Западной и Восточной Европы, из них три четверти были сосредоточены в странах Восточной Европы и европейской части СССР. Шесть миллионов из них, в том числе 1,5 миллиона детей, были уничтожены различными способами согласно указаниям Гитлера. На оккупированной территории СССР были уничтожены более 1,5 миллиона евреев. Это чудовищное, невиданное в мировой истории преступление, после окончания Второй Мировой войны, в 50-е годы, официально вошло в международный лексикон под названием Холокост (с греч. — «Всесожжение»). Термин на иврите «Шоа» — «Катастрофа» европейского еврейства применяется в Государстве Израиль.
Физическое уничтожение евреев в Европе началось после нападения Германии на Советский Союз в июне 1941 года, а решение о тотальной ликвидации еврейского народа вынашивалось задолго до этого события на основе патологической ненависти Гитлера к иудаизму и его носителям, обоснованной в его книге «Майн кампф» — «Моя борьба» (запрещена в мире). Помимо принадлежности к «низшей расе», евреи были «виноваты» перед фашистами «за единого Бога и десять заповедей, содержащих общечеловеческие принципы морали». В директивах плана «Барбаросса» (шифр нападения на Советский Союз), утвержденного верховным командованием вермахта 13 марта 1941 года, сказано: «Для подготовки политического управления на территории действий армии рейхсфюрер СС Гиммлер получает особые задания от фюрера…» Практически эти «особые задания» заключались в уничтожении всех евреев, а также цыган и комиссаров на оккупированных территориях. Для осуществления этой задачи были созданы четыре оперативные группы войск СС — «эйнзацгруппы». В целях полной секретности эти группы получали приказы на уничтожение евреев только в устной форме. «Эйнзацгруппа-А» действовала в Прибалтийских республиках и на ленинградском направлении; «Эйнзацгруппа-В» — в Белоруссии и на московском направлении; «Эйнзацгруппа-С» зверствовала на Украине; «Эйнзацгруппа-Д» — в Молдавии, южной части Украины, в Крыму и на Северном Кавказе. Немецкие военные части, особенно «Ваффен СС», и даже регулярные армейские подразделения непосредственно помогали «эйнзацгруппам» в истреблении евреев.
После них оставались лишь небрежно засыпанные рвы — общие могилы замученных и расстрелянных: в Румбуле около Риги, в Девятом Форте (Каунас), в Понарах под Вильнюсом, в Травницкой долине под Харьковом, в Малом Тростенце под Минском и во многих других местах закопаны сотни тысяч евреев — мужчин, женщин, стариков, детей. Надо рвами Бабьего Яра (Киев), где были расстреляны из пулеметов в течение нескольких дней свыше 33 тысяч евреев, по рассказам очевидцев, неделями шевелилась земля. Большинство евреев из республик Прибалтики были уничтожены до конца 1941 года. В Западной Белоруссии, Минске, в Западной Украине — до конца 1942 года. В Молдавии и на обширном пространстве между реками Днестр и Буг, включая Одессу, уничтожение евреев было проведено при участии румынской жандармерии и армии. Евреев, живших в Восточной Галиции с городом Львовом, постигла судьба соплеменников в оккупированной Польше. Большинство из них погибло в лагере смерти Бельжец. В 1942 году началась депортация евреев Германии и порабощенных стран в лагеря смерти. Наиболее крупные находились на территории Польши: Белжец, Треблинка, Собибор, Майданек, Освенцим. К концу года в Польше был уничтожен один миллион евреев. Всего за время войны в лагерях были уничтожены 2,5 миллиона евреев. «Зондеркомандами» расстреляны около 1,5 миллиона. Около миллиона погибли в гетто, при высылках, в вагонах пересыльных поездов, во время «маршей смерти» перед окончанием войны.
Изуверским способом постепенного уничтожения людей стали так называемые «трудовые лагеря» и еврейские гетто, где жизнь была невыносимой: голод, холод, страх неминуемой смерти, постоянная каторжная работа. Во время регулярных «акций» гитлеровцы в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных — женщин, детей, стариков и больных, за ними на очереди были и трудоспособные. В течение 1943 года гетто и трудовые лагеря были ликвидированы, большинство их обитателей было расстреляно на местах, остальных вывезли в лагеря смерти: Собибор, Треблинку, Бельжец, в концлагеря на территории Германии, где большинство были убиты. В Треблинке погибли 780 тысяч евреев и только 70 выжили. Помимо Майданека, самой крупной «фабрикой смерти» был Освенцим (Аушвиц), куда евреев свозили из оккупированных государств Европы железнодорожными эшелонами в товарных вагонах. Вновь прибывших под дулами автоматов заставляли оставить нехитрые пожитки, полностью раздеться, под видом бани заводили в газовые камеры, где удушали газом «Циклон-Б», а затем трупы сжигали в печах крематориев, исторгающих черный жирный дым круглосуточно, в течение нескольких лет. Только здесь были отравлены и сожжены 1,5 миллиона евреев. Советские солдаты и офицеры, выбив эсэсовцев, охраняющих лагерь, столкнулись со страшными картинами. Похожие на скелеты оставшиеся в живых немногочисленные узники. Жуткие бараки, ряды складов, где с немецкой аккуратностью были разложены вещи уничтоженных взрослых и детей, горы золотых коронок и колец, вырванных с зубов и пальцев еще живых людей. Штабеля мешков с человеческим пеплом, которые продавали местным крестьянам «на удобрение», дамские перчатки и абажуры из кожи жертв, многое другое, несовместимое с понятием «гомо сапиенс».
Освобождая временно оккупированные врагами территории, куда попали порядка 2,75 миллиона евреев, советские войска почти их не встречали. Погибли почти все. Выжили эвакуированные за Урал и в республики Средней Азии, те, кому удалось найти убежище у местных жителей, те, кто скрывался в лесах, воевал в партизанских отрядах, и те немногие, кто вернулся из лагерей и гетто.
У читателя может возникнуть вопрос: почему евреи не сопротивлялись, а покорно строились в колонны и во главе с раввинами, как овцы, отправлялись на верную смерть? Во-первых, безоружные люди ничего не могли сделать против до зубов вооруженных и специально обученных палачей. Во-вторых, люди до последнего не верили, какие зверства могут совершить «цивилизованные арийцы», обещающие разместить их «в специальных безопасных и комфортных районах», а когда понимали, что происходит, было уже поздно. И в-третьих, под страхом неминуемой расправы местное население, за малым исключением, не помогало обреченным на гибель евреям. Другая его незначительная часть, отравленная антисемитской пропагандой, в рядах полицаев содействовала оккупантам. Правительства стран Антигитлеровской коалиции безмолвно взирали на происходящее.
Что касается попыток сопротивления со стороны евреев, то история их зафиксировала навечно. Самым крупным было восстание в Варшавском гетто, поднятое созданной в конце 1942 года боевой организацией «Бейтар». Не получив никакой поддержки извне, оно длилось с 19 апреля по 16 мая 1943 года и являло пример героизма. Защитники гетто сопротивлялись фашистам дольше, чем некоторые европейские страны. Все гражданское население гетто помогало 750 восставшим во главе с Мордехаем Анилевичем. Почти все они погибли в боях, многие были заживо сожжены в бункерах. Из 55 тысяч жителей Варшавского гетто остались в живых около пяти тысяч. Позже были восстания в гетто Белостока, Вильнюса, Минска и других городов. В конце 1943 года произошли восстания в лагерях смерти Треблинка и Собибор — эти лагеря были полностью, вместе с их узниками, ликвидированы фашистами. В 1944 году восстали евреи в Биркенау и Освенциме. Почти никто из восставших не выжил.
С оружием в руках евреи мира встали на защиту человечества от «коричневой чумы» фашизма. В армиях государств антигитлеровской коалиции, в партизанских отрядах и отрядах Сопротивления воевали более 1,5 миллиона евреев, в том числе 501 тысяча граждан СССР (167 тысяч офицеров и 334 тысячи солдат, матросов, сержантов и старшин). Составляя 1,75 процента населения СССР, евреи находятся по числу Героев Советского Союза на пятом месте. Это ли не свидетельство того, что еврейское население Советского Союза не отсиживалось «в теплом и хлебном Ташкенте», а всемерно стремилось в ряды активных борцов с нацизмом, заняв достойное место в этой борьбе. Звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной было присвоено 131 еврею, в том числе 45 — посмертно, еще восемь погибли после присвоения им звания Героя. С учетом послевоенных награждений число евреев — Героев составило 157 человек. Боевых орденов и медалей были удостоены 160772 еврея.
Более 70 лет назад отгремели последние залпы Второй Мировой и Великой Отечественной войн, унесших жизни более 50 миллионов землян, в том числе шести миллионов евреев, не увидевших салюта Победы над фашизмом. Эта трагедия не должна повториться больше никогда. Но в ряде стран Европы поднимаются неонацисты, раздувающие антисемитские настроения, множится число ревизионистов Холокоста, отрицающих его. В ФРГ и Польше решено переиздать запрещенную гитлеровскую «Майн кампф» (якобы для ученых). Не меньшую угрозу человечеству несут религиозный экстремизм и терроризм.
27 января миллионы людей в мире склонят головы в память о жертвах Холокоста. В Израиле, где День памяти Катастрофы (Йом-Ашоа) отмечается в апреле, разработан специальный ритуал. В 11 часов утра в городах и поселках в течение минуты звучат сирены, жизнь замирает. Останавливается движение транспорта, водители выходят из машин. Останавливаются работа и учеба, все стоят по стойке «смирно». Этот трогательный ритуал продолжается встречами с ветеранами войны, бывшими узниками нацистских лагерей, памятными церемониями в мемориальном комплексе «Яд вашем» Иерусалима. Люди, будьте бдительны!
Под сухой стук метронома мемориальная церемония завершилась минутой молчания.
Председатель ОО «Жамбылский областной еврейский культурный центр «Шиват Цион» Людмила Корнилина выразила всем присутствующим, руководству и сотрудникам библиотеки имени М. Ауэзова искреннюю благодарность за поддержку и участие.
БУНИН Михаил,
историк, журналист, член АНК Жамбылской области
Магнолия. – 2023. – 1 фев.