Памятники материальной культуры

Памятники материальной культуры

 Первые в Казахстане музеефицированные археологические объекты находятся в Таразе.

 На бугре за мавзолеем Даутбека (Шамансура) 15 лет назад экспедицией Института археологии имени А.X. Маргулана проводились археологические раскопки. В результате были открыты остатки мечети и караван-сарая. Впоследствии эти объекты из-за аварийного состояния были закрыты для посещения на несколько лет.

 В 2016 году при финансовой поддержке акимата области над памятниками был построен железный навес для защиты от осадков, а в 2017 году проведены консервационные, реставрационные и музеефикационные работы. Задача музеефикационных работ была таковой — показать полную историческую картину средневекового города. К тому же памятники находятся в третъем рабаде западной окраины древнего Тараза, отмеченной в плане археолога, кандидата исторических наук Таисии Сениговой, рядом с мавзолеями Карахана и Даутбека, то есть являются единым историко-археологическим комплексом.

В нем находится раннеисламская мечеть, датируемая ІХ-ХІІ веками.

По сообщению тюркского историка Нершахи, в 893 году Исмаил ибн Ахмад в целях укрепления северо-восточных границ своего государства и захвата серебряного рудника Шельжи совершает набег на Тараз. Карлукский каган для сохранения своей политической независимости с многочисленными дехканами, христианами несторианского толка, принял ислам, и по указу халифа все религиозные и культовые сооружения христиан должны были быть перестроены в мечети.

В результате археологических раскопок установлено, что сооружение несколько раз перестраивалось. По мусульманским канонам молитва совершается в направлении Каабы (в юго-западном направлении). В связи с этим два входа, расположенные на западной стене, были заложены сырцовыми кирпичами, сделана михрабная ниша. Новый вход был открыт с северной стороны. Таким образом, на основе данных письменных источников и архитектурных изменений на объекте есть предположение, что это церковь, перестроенная в мечеть. Сейчас эта мечеть действует как историко-культурный объект. Внутри мечети хранятся обрывки листов с арабским текстом, облицовочные кирпичи с арабской вязью, растительным и геометрическим орнаментами.

Не менее интересный археологический объект — караван-сарай, датируемый VІІІ-ХІІ веками. Собственно, это не караван-сарай в классическом понимании, а здание, которое специально строилось рядом с культовыми и религиозными сооружениями для отдыха прихожан. Оно состоит из девяти помещений, шесть из которых являются жилыми. Также сохранились остатки идущей наверх лестницы, что дает предположение о существовании когда-то второго этажа здания.

Для воссоздания облика средневекового дома в каждом жилом помещении были восстановлены суфы (тапчаны) с сандалами (очаги), на которых расставлены керамические изделия: казаны, кувшины, тарелки, пиалы. При раскопках было обнаружено помещение с каменным полом и сливом в нем, расположенным по центру. Эта комната служила тахаратханой (местом для омовения), в ней находятся полутораметровый хум (керамический объемный сосуд для хранения продуктов питания и воды) и кувшины-водолеи. Воссоздана кладовая с хумами, тагарами различных размеров.

Таким образом, раннеисламская мечеть и караван-сарай являются неотъемлемой частью древнего города Тараза, памятником материальной культуры Казахстана. На сегодняшний день данные памятники являются первыми полностью музеефицированными объектами на территории Казахстана.

 КАЗМАДИЯРОВА Инкар,

заведующая отделом Жамбылского областного историко-краеведческого музея

Знамя  труда. – 2020. – 14 июля.