Рыцарь микрофона. Амангельды Нурпеисов
Современные технологии так стремительно меняют нашу реальность, что какие-то события порой видятся далекими-предалекими. Например, кажется, что эпоха радиовещания канула в лету, на повестке дня другая связь, другие скорости распространения информации. А ведь всего лет 30 назад в области не было не только Интернета, но и собственного телевещания. Во всех домах, на всех производствах о жизни жамбылцев рассказывало исключительно радио.
Всех радиожурналистов, а их было совсем немного, жители области знали по имени-фамилии и различали по голосу. Одним из наиболее авторитетных считался Амангельды Нурпеисов.
— На радио попал случайно, устроился оператором в 1965 году в областной комитет радиовещания, — вспоминает аксакал жамбылской журналистики. — Посчастливилось наблюдать работу таких акул пера и микрофона, как Карим Баялиев, Жаксылык Саттибеков, Геннадий Побежимов, Аргынбай Бекбосынов, Николай Крестовский. Общение с ними, видимо, пробудило и во мне какие-то творческие порывы. Поэтому поступил заочно на факультет журналистики Казахского государственного университета и меня перевели в редакторы отдела экономики и промышленности.
В первые годы работы молодой редактор, как и положено, набирался опыта. А к тому времени, когда он освоился в профессии, Тараз (в те годы Джамбул) начал активно строиться. В регион пришла большая химия.
— Химические заводы резко изменили и городской ландшафт, и социальную ситуацию в городе, — рассказывает А. Нурпеисов. — В те годы построено большинство микрорайонов, за счет них город резко расширился. Квартиры в основном предназначались химикам. Для них же строились социальные объекты — больницы, училища, садики. На новое оборудование приходила молодежь, появилась новая профессия — аппаратчик. Город помолодел. Обо всем этом было интересно узнавать самому и рассказывать землякам.
Но не только в областном центре протекала деятельность любознательного радийщика. Он побывал и в самых отдаленных уголках региона. Профессия репортера требует универсализма. С одинаковым азартом и интересом журналист должен рассказывать и о посевной кампании, и о приезде в область какой-либо эстрадной звезды. Поэтому приходится учиться разбираться во всем, о чем вещаешь. Амангельды со своим верным «Репортером» (так называется профессиональная аппаратура радиожурналиста, напоминающая магнитофон с присоединенным микрофоном) побывал и в кошарах чабанов, и на комбайнах хлеборобов, и на молочнотоварных фермах.
Причем долгое время «Репортеры» весили по 12 килограммов. И только к концу 80-х появились более современные модели весом по семь килограммов. Солидный вес оборудования был еще одной причиной того, что молодой (а позднее зрелый) журналист постоянно пропадал в командировках. Высокий, худощавый, чем-то похожий на Дон Кихота, он по-рыцарски избавлял коллег-женщин от тяжелых поездок.
Его любовь к профессии и верность призванию отчетливо проявились в 90-х. С появлением областного телевидения популярность радио стала падать. Потом вообще грянул экономический кризис, но Амангельды не ушел из родного коллектива, прошел с ним пору упадка и возрождения до 2005 года. В его трудовой книжке между записями об устройстве на работу до ухода на пенсию вместилось более 40 лет напряженной, интересной, заполненной заботами и радостями жизни.
Сегодня нашему коллеге почетному журналисту Казахстана, писателю-сатирику Амангельды Нурпеисову исполняется 75 лет. Мы от души желаем ему здоровья и долголетия.
МАХМУДОВА Айгуль
Знамя труда. – 2017. – 6 июня