Город виноградных лоз. Где-то в Таласской долине — Костобе

Город виноградных лоз. Где-то в Таласской долине — Костобе

Упоминаемый в исторических источниках Костобе, как и многие другие древние города Казахстана, долгое время находился под толщей земли в неопределенном месте и был практически забыт.

Где-то в Таласской долине

Дело не в том, что его не пытались найти, просто искали не там, где нужно. Многие ученые ошибочно вели его поиск на берегах Сырдарьи, и продолжалось это до тех пор, пока востоковед, тюрколог и историк Василий Бартольд не доказал, что он находился в Таласской долине, и его необходимо отождествлять с Джамукатом.

Несмотря на это, вопрос идентификации все еще оставался спорным. В своей книге «Древние города Казахстана» известный отечественный археолог Карл Байпаков пишет, что впоследствии с мнением ученого согласились и другие исследователи, однако все же оставались и противники этой точки зрения. К примеру, археолог и историк Александр Бернштам считал, что на месте Джамуката вполне могли быть Майтобе или Бешагач, расположенные южнее современного Тараза. Однако, как стало известно позже, эти памятники по своим размерам не могут претендовать на роль крупного города, каковым был Джамукат, судя по описаниям из различных источников. В итоге версия Бартольда закрепилась, и древний град все же удалось вырвать из тисков забвения и открыть миру.

Наследие бухарских согдийцев

Считается, что город был построен в VI веке выходцами из Бухары и изначально назван в честь их предводителя Джамука. Он располагался на правом берегу реки Талас в 15 км от Тараза. Костобе стоял в одном ряду с другими крупными городищами, имевшими длинные стены: Чольтобе, Караторткольтобе, Коныртобе, Жантобе и Бектобе. По топографии городище близко к семиреченским собратьям – Акбешим и Красная Речка. С последним Костобе имеет особое сходство: укрепленный шахристан, цитадель в виде усеченного пирамидального бугра, некрополи за стеной. Карл Байпаков считает, что поскольку город Красная Речка (Навакет) был колонией согдийцев, то и Костобе мог быть их городом.

Установлено, что он находился на отрезке Великого шелкового пути, отходившего от Тараза вниз, вдоль реки на север в Центральный и Восточный Казахстан. Арабский географ Мухаммед ибн Ахмед-ал-Макдиси, побывавший во всех мусульманских странах, характеризовал его как большой город, обнесенный крепостной стеной, у которого есть соборная мечеть и рынки, раскинувшиеся на территории рабада.

Общая конструкция Костобе особо не отличалась от городов того времени и состояла из цитадели, шахристана и рабада. Сегодня его руины можно увидеть восточнее села Сарыкемер Байзакского района. Главный хранитель фондов Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза» Анна Крокошева сообщила, что сегодня его централь­ная часть занимает четырехугольный возвышенный участок площадью 420 х 450 м, окруженный двойной стеной. Высота внешнего вала составляет 3,5 м, внутреннего – до 5 м. По углам и периметру стен располагались башни округлой формы в разрезе. По центру каждой из четырех сторон прослеживаются по одному въезду.

Цитадель расположена у середины западной стены. От нее остался лишь пирамидальный холм с плос­кой площадкой наверху. Размеры возвышенности в основании – 70 х 80 м, площадки наверху – 30 х 40 м, а высота холма равна 12–15 м. Квад­ратный шахристан примыкает к цитадели и занимает весь юго-западный угол. От остальной части городища он отделен стеной. Попасть в него можно было только с северной стороны. Недалеко от шахристана возвышается довольно большой бугор. По мнению Карла Байпакова, это могла быть башня огня. Сельская округа прослеживается в радиусе 3–5 км от центральных развалин. Остатки прежних усадеб и замков тянутся вверх по реке Талас в сторону другого городища на Шелковом пути – Нижнего Барысхана.

Артефакты «заговорили»

В книге «Сокровища древнего и средневекового Тараза и Жамбылской области» казахстанские археологи Карл Байпаков и Дмитрий Воякин отмечают, что с северной стороны за внешним валом расположены два некрополя, а их раскопки позволили установить характер захоронений местных жителей VI–IX веков. В основном они были в специальных помещениях из сырцового кирпича – наусах. В них находились коллективные, возможно, семейные захоронения.

Наиболее многочисленными находками в могилах оказались украшения: кольца и серьги, сделанные из бронзовой и серебряной проволоки, а также браслеты из железных пластинок. Также учеными найдены медное зеркало круглой формы, ожерелье из агатовых бус, скелеты коней, керамические сосуды, в том числе чаши, кружки, хумы и кувшины.

Археологов особо заинтересовала ручка от бронзового изделия, предположительно зеркала. Она выполнена в виде фигурки сидящей женщины со скрещенными на груди руками и в шапочке, из-под которой спадают распущенные волосы. Что касается позы, то она заставляет вспомнить изоб­ражения налепных горельефов на стенках оссуариев из Тараза и Красной Речки. Здесь же найдены серебряный крест, фигурка нефритового петуха, бронзовая бляшка с изображением двух птиц с пышными хвостами (предположительно фазанов или петухов). Также обнаружены хумы с костями. Причем, как выяснилось, для погребения использовались прежде разбитые, но отремонтированные сосуды, куда наряду с основными костями скелета и черепом клали серьги и кольца. Установлены и другие виды захоронений, в том числе мусульманские, в период исламизации местного населения.

Раскопки на месте цитадели открыли взору ученых группу построек разных эпох (VI–XII веков). В самом верхнем слое сооружения сильно разрушены, поскольку с XIII века эта территория использовалась в качестве кладбища. Самый ранний комплекс построек относится к VI–VIII векам. Это замок с обходными коридорами, помещениями жилого и хозяйственного назначений из пахсы и сырцового кирпича.

Позднее произошла заметная перепланировка комплекса. Обходная галерея была разделена на комнаты, которые стали использоваться для хозяйственных целей. Также раскопаны два больших зала, один из которых некогда был украшен резными панелями. Ученые обнаружили лишь фрагменты, по которым видно, что резку выполняли по толстому слою штукатурки. Богатый интерьер и наличие очага позволили предположить, что это было святилище, связанное с культом огня.

Археологи особо отмечают костобинскую резьбу по глине, которую древние зодчие использовали для декорирования облицовочных плиток архитектурных сооружений. Наиболее часто в ней встречаются геометрические элементы (круги, дуги, спирали, ромбы), а также рас­тительные (завитки, стебли, листья, плоды, цветы).– Самым распространенным мотивом служила виноградная лоза, – отметила Анна Крокошева. – Причем структура рисунка отличается от аналогов, обнаруженных при раскопках других памятников истории. Он сложнее и разнообразнее. Установлено, что орнаменты в архитектуре Костобе по характеру и художественному стилю близки к тем, что использовали в городах Афрасиа­бе, Варахши, Самарре, Фус­тате и других. Схожие элементы резьбы указывают на наличие тесных культурных связей между городом Таласской долины с полисами Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Все обнаруженные артефакты демонстрируют, несомненно, высокий уровень мастерства зодчих, гончаров, литейщиков и ювелиров того времени.

Сегодня городище Костобе относят к памятникам особой государственной важности, ведь оно вошло в число немногих казахстанских объектов истории, культуры и археологии, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и считается одной из духовных святынь Казахстана.

В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан

Назарбаев подчеркнул, что культурно-географический пояс подобных памятников – это «символичес­кая защита и источник гордости всех казах­станцев, который незримо несет нас через века». Этот древний полис, к сожалению, пока мало известен, но в перспективе может стать предметом внимания множества не только отечественных, но и зарубежных туристов и ученых. Ведь до конца он пока не изучен, а как известно, все, что хранит тайну, всегда притягивает к себе людей, как магнит.

 Тё Михаил

Казахст. правда. – 2018. – 31 мая