Край мой родимый — край мой родной

Край мой родимый — край мой родной

(Выступление на семинаре «Современные аспекты краеведческой работы библиотек»)

Умурзакова Ш. Т.

Зав. фил. им. Муратбаева

Знание истории родного края — неотъемлемая часть патриотизма. Известна истина: чтобы любить Родину — надо прежде всего узнать и полюбить свой край, так как многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. В пропаганде краеведческих знаний большую роль играют библиотеки, отбирая и сохраняя краеведческий материал о родном селе, городе, области. Ведь профессия библиотекаря уникальна тем, что нет границ, которыми можно было бы очертить ее. Библиотекарь — это и пропагандист книги, это и краевед, это и экскурсовод.

Пробудить у ребенка интерес к родному краю, открыть его юному читателю — одна из главных задач работников детского отдела, так как патриотическое отношение к малой родине нужно воспитывать с детских лет.

Краеведческая работа в библиотеке велась постоянно, систематически проводились интересные мероприятия по краеведению:

Урок истории «Тау мен дала аныздары» — о легендах родного края;

Слайд — презентация «Музей под открытым небом» — об архитектурных памятниках города Тараза и нашей области;

Краеведческое путешествие «Край гор, степей и солнца…»- к 70- летию Жамбылской области;

Этнопраздник «Наурыз — символ весны, обновления природы и новых надежд» — как встречают Наурыз в нашем городе и области;

Книжная выставка «Тараз: вчера, сегодня, завтра» — об истории, о социально-экономическом развитии нашего города и области;

Краеведческое лото «Край мой любимый, край мой родной» — о флоре и фауне нашего края;

Тематическое досье «Летопись Тараза»

Наш коллектив принимает участие в реализации проекта «Оцифровка ценных документов» по теме «Ветераны Великой Отечественной войны г. Тараза и Жамбылской области».

При проведении мероприятий, оформлении книжных выставок необходимо учитывать возрастную категорию детей, и, в первую очередь, их стремление к новым впечатлениям.

Для этого мы:

— строим работу в детском отделе по принципу: «От игры — к познанию»;

— превращаем занятия в маленький праздник, где знания усваиваются и запоминаются как бы сами собой, учитывая, что младший школьник – это ребенок — почемучка, ребенок — исследователь;

— создаем обстановку ожидания встречи с новым, значимым;

— раскрываем многообразие книжного фонда посредством инновационных книжных выставок и тематических просмотров.

Школьникам очень нравится, когда в библиотеке проводятся викторины, конкурсы по творчеству писателей. Мы решили использовать этот интерес в своей краеведческой работе.

Популяризация творчества писателей и поэтов нашего города — это часть нашей краеведческой работы в тематике «Литературное пространство города» по привлечению юных читателей к чтению произведений местных авторов.

В библиотеке прошли встречи с Вотинцевым Петром Дмитриевичем, Глошко Иваном Мартыновичем, намечается встреча с Сергеем Василевичем Воеводиным, — это интересные личности, как для взрослой аудитории, так и для детей.

На встрече — презентации книг «В стихах я славлю жизнь и свет» с Петром Дмитриевичем Вотинцевым нашим читателям представилась уникальная возможность поближе познакомиться с его литературным творчеством и по достоинству оценить его художественное слово. На презентацию, на которой присутствовал сам автор, были приглашены поклонники творчества Петра Дмитриевича. В ходе встречи поэт читал стихи разных лет: о жизни, любви, войне, о том, что ему самому удалось пережить за долгую и насыщенную жизнь. Особенно было приятно автору услышать собственные стихи в исполнении школьников. В конце встречи ребята получили автограф на книгах автора.

Презентация книги Глошко Ивана Мартыновича на тему «Мой талисман, сувенир — память прожитых лет» провели совместно с представителями украинского этно- культурного объединения «Днепро», на которой присутствовал сам автор. Эту встречу провели в 2010 году, в год 65- летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, так Иван Мартынович ветеран Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За освоение целинных земель», юбилейными медалями.

В 2011 году мы продолжаем работу по краеведению и наша задача: разработать библиотечно — информационно — краеведческий проект «Край мой любимый, край мой родной» и организовать клуб по интересам «Краеведушки», среди юных читателей.

Членами клуба станут те, кто интересуется историей родного края, поэтому на заседаниях клуба будем рассказывать детям о нашем городе и области, объясним в каких книгах можно найти ответы на их «почему» — все это будет способствовать расширению кругозора в области краеведения и развитию любознательности, воспитанию познавательных интересов, что: — развивает творческие способности детей; — повышает уровень их информационной культуры; — формирует любовь к чтению научно — популярной литературы.

На мероприятиях наши юные читатели будут получать ответы на вопросы, касающиеся истории, культуры и современности родного края. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы — все это, прошедшее через сознание ребенка, становится частью его человеческой судьбы.

Чтобы помочь детям узнать историю нашей малой родины мы будем использовать такие формы работы, как: сбор материалов о нашем городе и области, оформление книжных выставок, составление тематических досье, экскурсии в краеведческий музей и т.д.

Первое свое мероприятие мы посвятим творчеству нашего земляка Сергея Васильевича Воеводина, на котором познакомим наших читателей с произведениями Сергея Васильевича — любителя — краеведа.

В его рассказах нет главных и второстепенных героев, ярких событий. Они написаны так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился, завороженный, и, взяв в руки ручку, боясь, что этого никогда больше не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение из жизни Природы.

Из наших краеведческих мероприятий ребята узнают об археологии, письменных источниках, нумизматике, ономастике, архитектурных памятниках, этнографии родного края. В конце года проведем заключительную игру «Знатоки родного края».

Это для многих первый шаг в мир краеведения. Станет ли он шагом на пути к познанию, сумеем ли мы научить детей любить свою землю, гордиться своей малой родиной покажет время.