Рыцарь микрофона. Амангельды Нурпеисов

Рыцарь микрофона. Амангельды Нурпеисов

    Современные технологии так стремительно меняют нашу реальность, что какие-то события порой видятся далекими-предалекими. Например, кажется, что эпоха радиовещания канула в лету, на повестке дня другая связь, другие скорости распространения информации. А ведь всего лет 30 назад в области не было не только Интернета, но и собственного телевещания. Во всех домах, на всех производствах о жизни жамбылцев рассказывало исключительно радио.

Всех радиожурналистов, а их было со­всем немного, жители области знали по имени-фамилии и различали по голосу. Одним из наиболее авторитетных считался Амангельды Нурпеисов.

— На радио попал случайно, устроил­ся оператором в 1965 году в областной комитет радиовещания, — вспоминает аксакал жамбылской журналистики. — Посчастливилось наблюдать работу та­ких акул пера и микрофона, как Карим Баялиев, Жаксылык Саттибеков, Геннадий Побежимов, Аргынбай Бекбосынов, Николай Крестовский. Общение с ними, видимо, пробудило и во мне какие-то твор­ческие порывы. Поэтому поступил заочно на факультет журналистики Казахского го­сударственного университета и меня пере­вели в редакторы отдела экономики и про­мышленности.

В первые годы работы молодой редак­тор, как и положено, набирался опыта. А к тому времени, когда он освоился в про­фессии, Тараз (в те годы Джамбул) начал активно строиться. В регион пришла боль­шая химия.

— Химические заводы резко изменили и городской ландшафт, и социальную ситуа­цию в городе, — рассказывает А. Нурпеисов. — В те годы построено большинство микро­районов, за счет них город резко расширил­ся. Квартиры в основном предназначались химикам. Для них же строились социаль­ные объекты — больницы, училища, сади­ки. На новое оборудование приходила мо­лодежь, появилась новая профессия — ап­паратчик. Город помолодел. Обо всем этом было интересно узнавать самому и расска­зывать землякам.

Но не только в областном центре протека­ла деятельность любознательного радийщика. Он побывал и в самых отдаленных угол­ках региона. Профессия репортера требует универсализма. С одинаковым азартом и ин­тересом журналист должен рассказывать и о посевной кампании, и о приез­де в область какой-ли­бо эстрад­ной звезды. Поэтому приходится учиться разбираться во всем, о чем вещаешь. Амангельды со своим верным «Репортером» (так называется профессио­нальная аппаратура радиожурналиста, на­поминающая магнитофон с присоединен­ным микрофоном) побывал и в кошарах ча­банов, и на комбайнах хлеборобов, и на мо­лочнотоварных фермах.

Причем долгое время «Репортеры» веси­ли по 12 килограммов. И только к концу 80-х появились более современные моде­ли весом по семь килограммов. Солидный вес оборудования был еще одной причиной того, что молодой (а позднее зрелый) журна­лист постоянно пропадал в командировках. Высокий, худощавый, чем-то похожий на Дон Кихота, он по-рыцарски избавлял кол­лег-женщин от тяжелых поездок.

Его любовь к профессии и верность при­званию отчетливо проявились в 90-х. С по­явлением областного телевидения популяр­ность радио стала падать. Потом вообще гря­нул экономический кризис, но Амангельды не ушел из родного коллектива, прошел с ним пору упадка и возрождения до 2005 года. В его трудовой книжке между запися­ми об устройстве на работу до ухода на пен­сию вместилось более 40 лет напряженной, интересной, заполненной заботами и радо­стями жизни.

Сегодня нашему коллеге почетному жур­налисту Казахстана, писателю-сатирику Амангельды Нурпеисову исполняется 75 лет. Мы от души желаем ему здоровья и долголетия.

МАХМУДОВА Айгуль

Знамя труда. – 2017. – 6 июня